Районный творческий проект

«Формирование у воспитанников представлений об архитектуре родного города посредством конструирования»

12.10.2020

Управление по образованию

Полоцкого районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

«Ясли – сад № 25 г. Полоцк»

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник управления

по образованию  

Полоцкого райисполкома

_______________И.А.Дроздова

_______________   2020

МП

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий государственного

учреждения образования

«Ясли – сад № 25 г. Полоцк»

_______________ О.С. Мяделец

_______________   2020

МП

 

 

 

 

 

РАЙОННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Формирование у воспитанников представлений об архитектуре родного города посредством конструирования»

Сроки реализации: 2020 – 2021годы

 

 

 

Руководитель проекта

 

СОГЛАСОВАНО

Мяделец Ольга Сергеевна,

 

Консультант

Бабулина Ирина Игоревна,  

Методист государственного учреждения «Полоцкий районный учебно – методический центр»

подпись_______________

 

Контактный телефон

8 021 44  428463

Витебская область, г. Полоцк,

заведующий государственного

учреждения образования

 

«Ясли – сад № 25 г. Полоцк»

 

подпись_______________

 

 

 

 

 

Контактный телефон

 

802144 772972;

 

802144 772567

 

Витебская область, г. Полоцк

 

Пр-т Франциска Скорины, д.10

ул. Мариненко, д.30, 211412

 

е-mail: sad.goroo@mail.ru

е-mail: sad-rostok25@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 Полоцк, 2020

Содержание проекта

 

1.Информационная характеристика проекта.......................................... 3

2.Обоснование актуальности и конкретизация темы исследования.... 4

3.Определение объекта и предмета исследования................................. 6

4.Формулирование цели исследования как ожидаемого результата.... 7

5.Задачи исследования .............................................................................. 7

6.Гипотеза исследования........................................................................... 7

7.Методы организации исследовательской работы................................ 8

8.Показатели эффективности исследовательской деятельности.......... 9

9.Прогноз ожидаемых результатов , негативный последствий............. 9

10.Материально – техническое и кадровое обеспечение проекта...... 10

11.Список используемой литературы.................................................... 11

12.Календарный план на 2020 -2021 учебный год................................ 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Информационная характеристика проекта

Название проекта: «Формирование у воспитанников представлений об

архитектуре родного города посредством конструирования»

Проект составили:

Мяделец Ольга Сергеевна, заведующий, + 375 29 514 09 35;

Лаптева Екатерина Николаевна, заместитель заведующего по основной деятельности,  + 375 29 230 53 98

Государственное учреждение образования «Ясли-сад «№ 25 г. Полоцк»

211412, г. Полоцк, ул. Мариненко, 30

Телефон: 8 (02144) 772972, e-mail: sad-rostok25@mail.ru.

Научное сопровождение проекта:

Бабулина Ирина Игоревна, методист ГУ «Полоцкий районный учебно- методический центр», 8 (02144)  428463, sad.goroo@mail.ru

Временные рамки реализации проекта: сентябрь 2020 года – август 2021 года (один учебный год).

Основные теоретические положения

Искусство архитектуры имеет широкие возможности в воспитании и развитии личности. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.

В ряде работ отмечено, что использование архитектуры открывает широкие возможности для обучения детей конструированию. При восприятии произведений архитектуры у дошкольников возникают разнообразные эмоциональные переживания, появляется стремление к творческой деятельности.

Анализ основных теоретических положений и широкий спектр архитектурных объектов Полоцка позволяет определить следующие направления работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об архитектуре:

- ознакомление с архитектурой культурно-исторических сооружений (Софийский собор, Спасо – Евфросиниевский монастырь, Богоявленский монастырь);

- ознакомление с ландшафтной архитектурой (Парк культуры и отдыха (Курган), Сквер по проспекту Франциска Скорины).

В рамках проектной деятельности в ходе специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности воспитанников одновременно с формированием представлений об архитектуре на основе архитектурного наследия Полоцка предусматриваем обязательное вовлечение детей в практическую деятельность, включающую выполнение объемных архитектурных композиций с использованием деталей конструктора.

 

2.Обоснование актуальности и конкретизация темы

исследования

В дошкольном возрасте происходит активное формирование познавательного, эстетического и творческого отношения к объектам окружающим ребёнка. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет архитектурное пространство города, в котором живет ребенок. Архитектура доступна для  непосредственного восприятия старших дошкольников, позволяет развивать ценностное отношение, воспитывать бережное отношение к культуре края, его историческому наследию.

Характеризуя состояние проблемы, приходится констатировать, что в отечественной педагогической литературе рассматривались лишь отдельные аспекты формирования представлений дошкольников об архитектуре. Серия «Страницы родной земли» (К.Г. Гракова, А.А.Петрикевич, Н.Н. Евдокимова, Л.А.Горелова, Е.Б. Давидович) - как способ знакомства с некоторыми фактами родной страны, в частности столицы; обучение конструированию  (Т.А. Кругленя), ознакомление с окружающим (Р.И. Жуковская, С.А. Козлова). Исследований, посвященных вопросам приобщения к архитектуре родной страны, изучению ее влияния на художественный вкус дошкольников, проводилось не достаточно [6].

Именно поэтому в практике работы дошкольных учреждений произведения архитектуры используются крайне редко. Воспитатели испытывают затруднения в определении доступного для дошкольников содержания знаний об архитектуре, выборе форм и методов ознакомления детей с данным видом искусства.

Для формирования представлений об архитектуре педагоги учреждений дошкольного образования используют в основном традиционные формы работы: проведение экскурсий к архитектурным сооружениям (ведущие методы и приемы – наблюдение, рассказ взрослого), занятий по восприятию объектов архитектуры как предметов изобразительного искусства (ведущие методы и приемы – беседа, рассказ взрослого, художественное слово, рассматривание репродукций, фотографий). В ходе данных форм работы ведущую роль играют  зрительное и слуховое восприятие. Обеспечить условия для тактильного восприятия (обнять, потрогать архитектурное сооружение, сравнить материалы, из которых построены наблюдаемые объекты) практически не возможно. Недостаточно при ознакомлении с архитектурными объектами используются педагогами возможности игровой деятельности в целом и строительных игр в частности.

Наличие проблемы подтверждают полученные данные: у детей старших групп практически отсутствуют представления о профессии архитектора, дизайнера, при восприятии архитектурных объектов они затрудняются в выделении особенностей объемной композиции. Лишь некоторые дети (чаще те, где родители посещают культурно – исторические сооружения, обращают внимание на архитектуру жилых зданий,  наблюдают за ландшафтной архитектурой, малыми архитектурными формами) определяют на картинках и правильно называют архитектурные объекты и достопримечательности города Полоцка.

Недостаточным является и уровень владения педагогами общекультурными знаниями об архитектуре, методикой ознакомления детей с архитектурными объектами как произведениями изобразительного искусства. Вышеуказанные недостатки в образовательном процессе, а также отсутствие должного научно-методического обеспечения сказывается на низкой эффективности работы по ознакомлению дошкольников с архитектурой, что определяет актуальность темы  проекта.

 

3.Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования: архитектура города Полоцка.

Предмет исследования: формирование представлений у воспитанников об архитектуре родного города посредством конструирования.

 

4.Формулирование цели исследования как

ожидаемого результата

Цель: создание условий для формирования у воспитанников старшего дошкольного возраста представлений об архитектуре Беларуси на примере архитектурных объектов родного города, посредством использования в образовательном процессе эва блоков.

 

 

 

 

 

5.Задачи исследования

1.Создать систему управления творческим проектом: определить критерии оценки, инструменты контроля результатов реализации педагогического проекта.

2.Выявить уровень готовности педагогов к проектной деятельности: владение общекультурными знаниями об архитектуре Полоцка, владение методикой ознакомления детей с архитектурными объектами, методикой организации конструктивной деятельности детей дошкольного возраста; организовать работу по повышению профессиональной компетентности педагогов.

3.Обеспечить организационно-методическое и научно-методическое сопровождение проектной деятельности.

4.Организовать деятельность участников проекта по разработке и применению проектных продуктов в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста – демонстрационный материал: «Архитектура культурно – исторических сооружений», «Ландшафтная архитектура» «Схемы и образцы для конструирования из деталей конструктора», «Азы архитектуры для детей в картинках»; картотеки: «Игровые задания для конструирования по образцу, по условиям, по схеме», «Дидактические игры серии «Полоцк – мая родина», ЭОР «Моя страна – мой город»; планы-конспекты ситуаций активизирующего общения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с архитектурными объектами Полоцка, конспекты комплексных занятий по образовательным областям «Ребенок и общество», «Искусство: изобразительная деятельность (конструирование).

5.Обеспечить изучение и оценку промежуточных, итоговых результатов проектной деятельности.

6.Представить результаты проекта педагогическому коллективу, педагогической общественности, родителям в ходе проведения родительских собраний.

 

6.Гипотеза исследования

Гипотеза исследования: повысить эффективность образовательного процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об архитектурном наследии города Полоцк, об объектах архитектуры и профессии архитектора, используя,  в работе конструктор ЭВА блоки.

 

 

 

 

7.Методы организации исследовательской работы

Методы, используемые при организации  исследовательской работы:

- эмпирические (наблюдение, анкетирование, сравнение, опрос);

- теоретические (изучение и обобщение, абстрагирование).

 

8. Критерии  и показатели эффективности исследовательской деятельности

Предполагаем, что реализация проекта будет способствовать:

- развитию уровня представлений воспитанников об архитектуре города Полоцка;

- развитию уровня конструктивных умений;

- повышению уровня общекультурных знаний об архитектуре и уровня владения методикой ознакомления с объектами архитектуры как произведениями изобразительного искусства педагогов учреждений дошкольного образования;

- пополнению информационно-методического кабинета учреждения дошкольного образования наглядно-демонстрационным материалом, методическими материалами в помощь педагогам для организации работы по формированию представлений об архитектуре;

- повышению качества организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования.

9.Прогноз ожидаемых результатов, негативный последствий

Ожидаемые риски: недостаточный уровень владения педагогов общекультурными знаниями об архитектуре и методикой ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства.

Возможные пути преодоления: проведение для педагогов семинара-практикума по методике ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства; проведение цикла видео - лекций об архитектуре.

 

10. Материально – техническое и кадровое обеспечение проекта

 Для реализации творческого  проекта в учреждении образования существуют необходимые материально-технические условия:

- оснащение предметно-развивающей среды старших групп;

- наличие информационно-методического кабинета (предметы реальной действительности и их иллюстративные изображения, учебно-методические пособия);

-рекомендованные методические пособия: Гракова, К.Г.- Твоя столица: заводы и фабрики Минска: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного  образования;  Евдокимова, Н.Н. -Твоя столица: театры Минска :учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного  образования; Горелова, Л.А. -Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного  образования;  Петрикевич, А.А. -Твоя столица: парки и скверы Минска: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного  образования;Давидович, Е.Б.- Твоя столица: архитектура Минска: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного  образования;  Дубинина, Д.Н. -Мир вокруг меня: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного  образования;  с русским  языком  обучения; Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языком обучения / О.К. Васильева. – Мозырь: Содействие.

-конструкторы: мягкий конструктор ЭВА блоки; персональные компьютеры для педагогов, телевизор.

 Кадровое обеспечение: реализацию творческого (исследовательского) проекта будут осуществлять: администрация, педагог – психолог,  воспитатели: Колесник Ирина Михайловна, стаж более 15 лет, высшая квалификационная категория, Дювбанова Татьяна Михайловна, стаж – 10 лет, первая квалификационная категория, Иванова Ольга Александровна, без категории, стаж – 8 лет, без  категории.

 

11.Список используемой литературы

1.     Бологова С. Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой: Автореф. Дис канд. пед. наук. – М., 1996 – 18 с.

2.     Болбат, Н. Г. Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами Лего-конструирования / сост.: Н. Г. Болбат, Е. В. Лемеш, В. С. Сабурова; Мин. обл. ин-т развития образования. – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2017. – 27 с.

3.     Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном возрасте: учебное пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.

4.     Давидович, Е. Б. Твоя столица: архитектура Минска: (от 5 до 7 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. Б. Давидович. – Минск: Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 29 с. ил. – (Серия «Страницы родной земли»).

5.     Литвина, Н. В. Знакомим дошкольников с профессиями : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н. В. Литвина, Е. И. Смолер. – Минск : Экоперспектива, 2016. – 139 с.

6.     Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/vospitanie-khudozhestvennogo-vkusa-u-starshikh-doshkolnikov-posredstvom-priobshcheniya-k-ark#ixzz5KJrmmpQY

7.     Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. – М. : Карапуз, 1999. – 240 с.

8.     Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин­т образования, 2019. – 479 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                              Заведующий

                                                                                                                      государственного учреждения образования  

                                                                                                                      «Ясли – сад № 25 г. Полоцк»

                                                                                                              ___________________О.С. Мяделец

                                                                                                              «_____» ______________ 2020г.

                           

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСК ОГО (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО) ПРОЕКТА

«ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ ПРЕДСТАЛЕНИЙ ОБ АРХИТЕКТУРЕ РОДНОГО ГОРОДА ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ»

НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГУО «Ясли – сад № 25 г.Полоцк»

НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

№ п/п

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственный

Примечание

Научно-методическое обеспечение проекта

1.       

Диагностика готовности внедрения творческого  (исследовательского) проекта (анкетирование)

Август – сентябрь

Заместитель заведующего  по основной деятельности  Лаптева Е.Н.

 

2.       

Разработка программы проекта «Формирование у воспитанников представлений об архитектуре родного города посредством конструирования» 

Август – сентябрь

Заведующий Мяделец О.С.

 

 

3.       

 Создание плана реализации проекта

«Формирование у воспитанников представлений об архитектуре родного города посредством конструирования» 

Август – сентябрь

Заведующий Мяделец О.С.

Заместитель заведующего  по основной деятельности  Лаптева Е.Н.

 

4.       

Рассмотрение на педсовете вопроса об организации реализации творческого (исследовательского)  проекта

Август

Заведующий Мяделец О.С.

 

 

5.       

Издание приказа об организации творческого (исследовательского) проекта

Сентябрь

Заведующий Мяделец О.С.

 

 

6.       

Формирование состава участников творческого (исследовательского) проекта

Сентябрь

Заведующий Мяделец О.С.

 

7.       

Освещение вопросов творческого проекта на сайте учреждения дошкольного образования

Постоянно

Заместитель заведующего  по основной деятельности  Лаптева Е.Н.

 

Работа с педагогическим коллективом

8.       

Расстановка педагогических кадров с определением их функции в решении целей и задач реализации проекта

Ноябрь

Заведующий Мяделец О.С.

 

9.       

Создание творческой группы педагогов для реализации творческого (исследовательского)  проекта

Ноябрь

Заместитель заведующего  по основной деятельности  Лаптева Е.Н.

 

10.  

Проведение консультаций для педагогов

«Особенности знакомства дошкольников с архитектурой культурно – исторических и ландшафтных сооружений»;

«Организация работы по знакомству дошкольников с профессиями: архитектор, дизайнер».

Ноябрь

Заместитель заведующего  по основной деятельности  Лаптева Е.Н.

 

11.  

Создание развивающей среды в группах учреждения образования

 

Сентябрь-ноябрь

Воспитатели групп, заведующий Мяделец О.С., заместитель заведующего  по основной деятельности  Лаптева Е.Н.

 

12.  

Проведение консультации, обучающего семинара, по данному направлению:

Консультация «Предметно – пространственная среда, как условие реализации конструктивных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста»;

Семинар «Система работы по ознакомлению дошкольников с родным городом».

Сентябрь-ноябрь

Заместитель заведующего  по основной деятельности  Лаптева Е.Н.

 

13.  

Создание условий для обеспечения активной деятельности в группе

Сентябрь

Воспитатели групп

 

Работа с воспитанниками

14.  

Комплексная специально – организованная деятельность по образовательным областям «Ребёнок и общество» и «Изобразительное искусство»

Ноябрь –май

Воспитатели групп

 

15.  

Посещение серии занятий по краеведческой программе «Мой город – Родины частица»

Ноябрь, февраль, апрель

Воспитатели групп, заместитель заведующего  по основной деятельности  Лаптева Е.Н. библиотекарь Квашнина И. Л.

 

Работа с родителями

16.  

Диагностика заинтересованности родителей в реализации проекта 

Сентябрь

Заместитель заведующего  по основной деятельности  Лаптева Е.Н., воспитатели групп

 

17.  

Изучение и распространение положительного семейного опыта воспитания.

Октябрь

Заместитель заведующего  по основной деятельности  Лаптева Е.Н.

 

18.  

Родительские собрания на тему «Родной город. Я Белорус »

Февраль

Воспитатели групп

 

19.  

Обеспечение информационно-образовательной поддержки эффективного взаимодействия участников творческого проекта посредствам сайта учреждения дошкольного образования

Постоянно

Заместитель заведующего  по основной деятельности  Лаптева Е.Н.,

 

20.  

Проведение серии совместных экскурсий «Наш город – наша гордость»

Октябрь - май

Воспитатели групп, руководитель физической культуры Холодилова С.А.

 

Работа в социуме

21.  

Информационные материалы о проведении мероприятий в рамках творческого (исследовательского)  проекта в социальных сетях «Одноклассники», «Вконтакте» районной газете «Полоцкий вестник»,  а также на официальном сайте учреждения образования.

1 раз в квартал

Заместитель заведующего  по основной деятельности  Лаптева Е.Н.

 

СОГЛАСОВАНО

Методист государственного

учреждения «Полоцкий районный

учебно-методический центр»

И.И. Бабулина

«_ »________

свернуть