Районный творческий проект
«Формирование у воспитанников представлений об архитектуре родного города посредством конструирования»
12.10.2020Управление по образованию
Полоцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Ясли – сад № 25 г. Полоцк»
СОГЛАСОВАНО Начальник управления по образованию Полоцкого райисполкома _______________И.А.Дроздова _______________ 2020 МП |
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующий государственного учреждения образования «Ясли – сад № 25 г. Полоцк» _______________ О.С. Мяделец _______________ 2020 МП |
РАЙОННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование у воспитанников представлений об архитектуре родного города посредством конструирования»
Сроки реализации: 2020 – 2021годы
Руководитель проекта |
|
СОГЛАСОВАНО |
Мяделец Ольга Сергеевна, |
|
Консультант Бабулина Ирина Игоревна, Методист государственного учреждения «Полоцкий районный учебно – методический центр» подпись_______________
Контактный телефон 8 021 44 428463 Витебская область, г. Полоцк, |
заведующий государственного учреждения образования |
|
|
«Ясли – сад № 25 г. Полоцк» |
|
|
подпись_______________ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Контактный телефон |
|
|
802144 772972; |
|
|
802144 772567 |
|
|
Витебская область, г. Полоцк |
|
Пр-т Франциска Скорины, д.10 |
ул. Мариненко, д.30, 211412 |
|
е-mail: sad.goroo@mail.ru |
е-mail: sad-rostok25@mail.ru |
|
|
Полоцк, 2020
Содержание проекта
1.Информационная характеристика проекта.......................................... 3
2.Обоснование актуальности и конкретизация темы исследования.... 4
3.Определение объекта и предмета исследования................................. 6
4.Формулирование цели исследования как ожидаемого результата.... 7
5.Задачи исследования .............................................................................. 7
6.Гипотеза исследования........................................................................... 7
7.Методы организации исследовательской работы................................ 8
8.Показатели эффективности исследовательской деятельности.......... 9
9.Прогноз ожидаемых результатов , негативный последствий............. 9
10.Материально – техническое и кадровое обеспечение проекта...... 10
11.Список используемой литературы.................................................... 11
12.Календарный план на 2020 -2021 учебный год................................ 13
1.Информационная характеристика проекта
Название проекта: «Формирование у воспитанников представлений об
архитектуре родного города посредством конструирования»
Проект составили:
Мяделец Ольга Сергеевна, заведующий, + 375 29 514 09 35;
Лаптева Екатерина Николаевна, заместитель заведующего по основной деятельности, + 375 29 230 53 98
Государственное учреждение образования «Ясли-сад «№ 25 г. Полоцк»
211412, г. Полоцк, ул. Мариненко, 30
Телефон: 8 (02144) 772972, e-mail: sad-rostok25@mail.ru.
Научное сопровождение проекта:
Бабулина Ирина Игоревна, методист ГУ «Полоцкий районный учебно- методический центр», 8 (02144) 428463, sad.goroo@mail.ru
Временные рамки реализации проекта: сентябрь 2020 года – август 2021 года (один учебный год).
Основные теоретические положения
Искусство архитектуры имеет широкие возможности в воспитании и развитии личности. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.
В ряде работ отмечено, что использование архитектуры открывает широкие возможности для обучения детей конструированию. При восприятии произведений архитектуры у дошкольников возникают разнообразные эмоциональные переживания, появляется стремление к творческой деятельности.
Анализ основных теоретических положений и широкий спектр архитектурных объектов Полоцка позволяет определить следующие направления работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об архитектуре:
- ознакомление с архитектурой культурно-исторических сооружений (Софийский собор, Спасо – Евфросиниевский монастырь, Богоявленский монастырь);
- ознакомление с ландшафтной архитектурой (Парк культуры и отдыха (Курган), Сквер по проспекту Франциска Скорины).
В рамках проектной деятельности в ходе специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности воспитанников одновременно с формированием представлений об архитектуре на основе архитектурного наследия Полоцка предусматриваем обязательное вовлечение детей в практическую деятельность, включающую выполнение объемных архитектурных композиций с использованием деталей конструктора.
2.Обоснование актуальности и конкретизация темы
исследования
В дошкольном возрасте происходит активное формирование познавательного, эстетического и творческого отношения к объектам окружающим ребёнка. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет архитектурное пространство города, в котором живет ребенок. Архитектура доступна для непосредственного восприятия старших дошкольников, позволяет развивать ценностное отношение, воспитывать бережное отношение к культуре края, его историческому наследию.
Характеризуя состояние проблемы, приходится констатировать, что в отечественной педагогической литературе рассматривались лишь отдельные аспекты формирования представлений дошкольников об архитектуре. Серия «Страницы родной земли» (К.Г. Гракова, А.А.Петрикевич, Н.Н. Евдокимова, Л.А.Горелова, Е.Б. Давидович) - как способ знакомства с некоторыми фактами родной страны, в частности столицы; обучение конструированию (Т.А. Кругленя), ознакомление с окружающим (Р.И. Жуковская, С.А. Козлова). Исследований, посвященных вопросам приобщения к архитектуре родной страны, изучению ее влияния на художественный вкус дошкольников, проводилось не достаточно [6].
Именно поэтому в практике работы дошкольных учреждений произведения архитектуры используются крайне редко. Воспитатели испытывают затруднения в определении доступного для дошкольников содержания знаний об архитектуре, выборе форм и методов ознакомления детей с данным видом искусства.
Для формирования представлений об архитектуре педагоги учреждений дошкольного образования используют в основном традиционные формы работы: проведение экскурсий к архитектурным сооружениям (ведущие методы и приемы – наблюдение, рассказ взрослого), занятий по восприятию объектов архитектуры как предметов изобразительного искусства (ведущие методы и приемы – беседа, рассказ взрослого, художественное слово, рассматривание репродукций, фотографий). В ходе данных форм работы ведущую роль играют зрительное и слуховое восприятие. Обеспечить условия для тактильного восприятия (обнять, потрогать архитектурное сооружение, сравнить материалы, из которых построены наблюдаемые объекты) практически не возможно. Недостаточно при ознакомлении с архитектурными объектами используются педагогами возможности игровой деятельности в целом и строительных игр в частности.
Наличие проблемы подтверждают полученные данные: у детей старших групп практически отсутствуют представления о профессии архитектора, дизайнера, при восприятии архитектурных объектов они затрудняются в выделении особенностей объемной композиции. Лишь некоторые дети (чаще те, где родители посещают культурно – исторические сооружения, обращают внимание на архитектуру жилых зданий, наблюдают за ландшафтной архитектурой, малыми архитектурными формами) определяют на картинках и правильно называют архитектурные объекты и достопримечательности города Полоцка.
Недостаточным является и уровень владения педагогами общекультурными знаниями об архитектуре, методикой ознакомления детей с архитектурными объектами как произведениями изобразительного искусства. Вышеуказанные недостатки в образовательном процессе, а также отсутствие должного научно-методического обеспечения сказывается на низкой эффективности работы по ознакомлению дошкольников с архитектурой, что определяет актуальность темы проекта.
3.Определение объекта и предмета исследования
Объект исследования: архитектура города Полоцка.
Предмет исследования: формирование представлений у воспитанников об архитектуре родного города посредством конструирования.
4.Формулирование цели исследования как
ожидаемого результата
Цель: создание условий для формирования у воспитанников старшего дошкольного возраста представлений об архитектуре Беларуси на примере архитектурных объектов родного города, посредством использования в образовательном процессе эва блоков.
5.Задачи исследования
1.Создать систему управления творческим проектом: определить критерии оценки, инструменты контроля результатов реализации педагогического проекта.
2.Выявить уровень готовности педагогов к проектной деятельности: владение общекультурными знаниями об архитектуре Полоцка, владение методикой ознакомления детей с архитектурными объектами, методикой организации конструктивной деятельности детей дошкольного возраста; организовать работу по повышению профессиональной компетентности педагогов.
3.Обеспечить организационно-методическое и научно-методическое сопровождение проектной деятельности.
4.Организовать деятельность участников проекта по разработке и применению проектных продуктов в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста – демонстрационный материал: «Архитектура культурно – исторических сооружений», «Ландшафтная архитектура» «Схемы и образцы для конструирования из деталей конструктора», «Азы архитектуры для детей в картинках»; картотеки: «Игровые задания для конструирования по образцу, по условиям, по схеме», «Дидактические игры серии «Полоцк – мая родина», ЭОР «Моя страна – мой город»; планы-конспекты ситуаций активизирующего общения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с архитектурными объектами Полоцка, конспекты комплексных занятий по образовательным областям «Ребенок и общество», «Искусство: изобразительная деятельность (конструирование).
5.Обеспечить изучение и оценку промежуточных, итоговых результатов проектной деятельности.
6.Представить результаты проекта педагогическому коллективу, педагогической общественности, родителям в ходе проведения родительских собраний.
6.Гипотеза исследования
Гипотеза исследования: повысить эффективность образовательного процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об архитектурном наследии города Полоцк, об объектах архитектуры и профессии архитектора, используя, в работе конструктор ЭВА блоки.
7.Методы организации исследовательской работы
Методы, используемые при организации исследовательской работы:
- эмпирические (наблюдение, анкетирование, сравнение, опрос);
- теоретические (изучение и обобщение, абстрагирование).
8. Критерии и показатели эффективности исследовательской деятельности
Предполагаем, что реализация проекта будет способствовать:
- развитию уровня представлений воспитанников об архитектуре города Полоцка;
- развитию уровня конструктивных умений;
- повышению уровня общекультурных знаний об архитектуре и уровня владения методикой ознакомления с объектами архитектуры как произведениями изобразительного искусства педагогов учреждений дошкольного образования;
- пополнению информационно-методического кабинета учреждения дошкольного образования наглядно-демонстрационным материалом, методическими материалами в помощь педагогам для организации работы по формированию представлений об архитектуре;
- повышению качества организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования.
9.Прогноз ожидаемых результатов, негативный последствий
Ожидаемые риски: недостаточный уровень владения педагогов общекультурными знаниями об архитектуре и методикой ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства.
Возможные пути преодоления: проведение для педагогов семинара-практикума по методике ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства; проведение цикла видео - лекций об архитектуре.
10. Материально – техническое и кадровое обеспечение проекта
Для реализации творческого проекта в учреждении образования существуют необходимые материально-технические условия:
- оснащение предметно-развивающей среды старших групп;
- наличие информационно-методического кабинета (предметы реальной действительности и их иллюстративные изображения, учебно-методические пособия);
-рекомендованные методические пособия: Гракова, К.Г.- Твоя столица: заводы и фабрики Минска: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования; Евдокимова, Н.Н. -Твоя столица: театры Минска :учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования; Горелова, Л.А. -Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования; Петрикевич, А.А. -Твоя столица: парки и скверы Минска: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования;Давидович, Е.Б.- Твоя столица: архитектура Минска: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования; Дубинина, Д.Н. -Мир вокруг меня: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования; с русским языком обучения; Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языком обучения / О.К. Васильева. – Мозырь: Содействие.
-конструкторы: мягкий конструктор ЭВА блоки; персональные компьютеры для педагогов, телевизор.
Кадровое обеспечение: реализацию творческого (исследовательского) проекта будут осуществлять: администрация, педагог – психолог, воспитатели: Колесник Ирина Михайловна, стаж более 15 лет, высшая квалификационная категория, Дювбанова Татьяна Михайловна, стаж – 10 лет, первая квалификационная категория, Иванова Ольга Александровна, без категории, стаж – 8 лет, без категории.
11.Список используемой литературы
1. Бологова С. Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой: Автореф. Дис канд. пед. наук. – М., 1996 – 18 с.
2. Болбат, Н. Г. Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами Лего-конструирования / сост.: Н. Г. Болбат, Е. В. Лемеш, В. С. Сабурова; Мин. обл. ин-т развития образования. – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2017. – 27 с.
3. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном возрасте: учебное пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
4. Давидович, Е. Б. Твоя столица: архитектура Минска: (от 5 до 7 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. Б. Давидович. – Минск: Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 29 с. ил. – (Серия «Страницы родной земли»).
5. Литвина, Н. В. Знакомим дошкольников с профессиями : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н. В. Литвина, Е. И. Смолер. – Минск : Экоперспектива, 2016. – 139 с.
6. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/vospitanie-khudozhestvennogo-vkusa-u-starshikh-doshkolnikov-posredstvom-priobshcheniya-k-ark#ixzz5KJrmmpQY
7. Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. – М. : Карапуз, 1999. – 240 с.
8. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. инт образования, 2019. – 479 с.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
государственного учреждения образования
«Ясли – сад № 25 г. Полоцк»
___________________О.С. Мяделец
«_____» ______________ 2020г.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСК ОГО (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО) ПРОЕКТА
«ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ ПРЕДСТАЛЕНИЙ ОБ АРХИТЕКТУРЕ РОДНОГО ГОРОДА ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ»
НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГУО «Ясли – сад № 25 г.Полоцк»
НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки исполнения |
Ответственный |
Примечание |
Научно-методическое обеспечение проекта |
||||
1. |
Диагностика готовности внедрения творческого (исследовательского) проекта (анкетирование) |
Август – сентябрь |
Заместитель заведующего по основной деятельности Лаптева Е.Н. |
|
2. |
Разработка программы проекта «Формирование у воспитанников представлений об архитектуре родного города посредством конструирования» |
Август – сентябрь |
Заведующий Мяделец О.С.
|
|
3. |
Создание плана реализации проекта «Формирование у воспитанников представлений об архитектуре родного города посредством конструирования» |
Август – сентябрь |
Заведующий Мяделец О.С. Заместитель заведующего по основной деятельности Лаптева Е.Н. |
|
4. |
Рассмотрение на педсовете вопроса об организации реализации творческого (исследовательского) проекта |
Август |
Заведующий Мяделец О.С.
|
|
5. |
Издание приказа об организации творческого (исследовательского) проекта |
Сентябрь |
Заведующий Мяделец О.С.
|
|
6. |
Формирование состава участников творческого (исследовательского) проекта |
Сентябрь |
Заведующий Мяделец О.С. |
|
7. |
Освещение вопросов творческого проекта на сайте учреждения дошкольного образования |
Постоянно |
Заместитель заведующего по основной деятельности Лаптева Е.Н. |
|
Работа с педагогическим коллективом |
||||
8. |
Расстановка педагогических кадров с определением их функции в решении целей и задач реализации проекта |
Ноябрь |
Заведующий Мяделец О.С. |
|
9. |
Создание творческой группы педагогов для реализации творческого (исследовательского) проекта |
Ноябрь |
Заместитель заведующего по основной деятельности Лаптева Е.Н. |
|
10. |
Проведение консультаций для педагогов «Особенности знакомства дошкольников с архитектурой культурно – исторических и ландшафтных сооружений»; «Организация работы по знакомству дошкольников с профессиями: архитектор, дизайнер». |
Ноябрь |
Заместитель заведующего по основной деятельности Лаптева Е.Н. |
|
11. |
Создание развивающей среды в группах учреждения образования
|
Сентябрь-ноябрь |
Воспитатели групп, заведующий Мяделец О.С., заместитель заведующего по основной деятельности Лаптева Е.Н. |
|
12. |
Проведение консультации, обучающего семинара, по данному направлению: Консультация «Предметно – пространственная среда, как условие реализации конструктивных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста»; Семинар «Система работы по ознакомлению дошкольников с родным городом». |
Сентябрь-ноябрь |
Заместитель заведующего по основной деятельности Лаптева Е.Н. |
|
13. |
Создание условий для обеспечения активной деятельности в группе |
Сентябрь |
Воспитатели групп |
|
Работа с воспитанниками |
||||
14. |
Комплексная специально – организованная деятельность по образовательным областям «Ребёнок и общество» и «Изобразительное искусство» |
Ноябрь –май |
Воспитатели групп |
|
15. |
Посещение серии занятий по краеведческой программе «Мой город – Родины частица» |
Ноябрь, февраль, апрель |
Воспитатели групп, заместитель заведующего по основной деятельности Лаптева Е.Н. библиотекарь Квашнина И. Л. |
|
Работа с родителями |
||||
16. |
Диагностика заинтересованности родителей в реализации проекта |
Сентябрь |
Заместитель заведующего по основной деятельности Лаптева Е.Н., воспитатели групп |
|
17. |
Изучение и распространение положительного семейного опыта воспитания. |
Октябрь |
Заместитель заведующего по основной деятельности Лаптева Е.Н. |
|
18. |
Родительские собрания на тему «Родной город. Я Белорус » |
Февраль |
Воспитатели групп |
|
19. |
Обеспечение информационно-образовательной поддержки эффективного взаимодействия участников творческого проекта посредствам сайта учреждения дошкольного образования |
Постоянно |
Заместитель заведующего по основной деятельности Лаптева Е.Н., |
|
20. |
Проведение серии совместных экскурсий «Наш город – наша гордость» |
Октябрь - май |
Воспитатели групп, руководитель физической культуры Холодилова С.А. |
|
Работа в социуме |
||||
21. |
Информационные материалы о проведении мероприятий в рамках творческого (исследовательского) проекта в социальных сетях «Одноклассники», «Вконтакте» районной газете «Полоцкий вестник», а также на официальном сайте учреждения образования. |
1 раз в квартал |
Заместитель заведующего по основной деятельности Лаптева Е.Н. |
|
СОГЛАСОВАНО
Методист государственного
учреждения «Полоцкий районный
учебно-методический центр»
И.И. Бабулина
«_ »________