Советы дефектолога
Как отучить высовывать язык между зубами?
Если ребенок и во время речи, и в момент молчание просовывает язык между зубами - это боль родителей и логопеда. Исправляется в 99% случаев долго и не всегда успешно. Чем больше ребенок привыкает просовывать язык между зубами, чем дольше он так делает, тем сложнее его отучить.
Давайте разберёмся, почему так получается. В чем причина?
1. Частые простудные заболевания, когда он не может дышать носом, наличие аденоидов.
2. Слабые мышцы (Как правило возникает при дизартрии, уточните у невролога, есть ли у вас такой диагноз).
3. Короткая подъязычная связка (уздечка языка).
4. Инфантильный тип глотания. (Тип глотания, при котором язык упирается в губы, а не в зубы!!!)
5. Влияние среды. Ребенок копирует чье-то неправильное произношение.
6. Неправильный прикус (передний открытый прикус).
7. Вредные привычки: длительное сосание соски, пальца и т.д.
По своему опыту могу сказать, что часто бывает сразу несколько причин.
Исправляется межзубное произношение тяжело (особенно при аденоидах, дизартрии или открытом прикусе). А без лечения у ЛОРа, невролога, ортодонта его вообще практически нереально исправить.
Что делать родителям? Идти к врачам, выяснять причины и лечить.
1. Дышит ртом, аденоиды : систематически лечиться, постоянно наблюдаться у ЛОРа. Если надо, то удалять аденоиды. Ежедневно делать дыхательные упражнения. Заниматься с логопедом, ставить звуки.
2. Слабые мышцы (дизартрия): проходить лечение у невролога; курсами делать массаж шейно-воротниковой зоны, спины, логопедический массаж; каждый день делать упражнения для языка, губ, щек (артикуляционную гимнастику) и дыхательные упражнения. Заниматься с логопедом.
3.Неправильный тип глотания (инфантильный), неправильный прикус: проконсультироваться у ортодонта; использовать специальные трейнеры (ИНФАНТ или Т4К, Т4А. В зависимости от возраста); учить ребенка правильно глотать; ежедневно делать упражнения для укрепления языка и подъема кончика языка вверх, дыхат. упражнения. Если прикус неправильный, то сначала начинаем исправлять прикус, а потом звуки. Правильные звуки при неправильном прикусе не поставятся.
4.Короткая уздечка: проконсультироваться у ортодонта и увеличивать длину уздечки .
5. Вредные привычки: отучать и исправлять последствия (чаще всего - неправильный прикус). Нужны консультации ортодонта, психолога и логопеда.
Увжаемые родители! Еще раз повторю важную мысль: если не устранять причину, то исправление звукопроизношения становится затруднительным, а иногда и не возможным.
Будьте внимательны и терпеливы к своим детям!
Связь неправильного прикуса и дефектов произношения у детей
Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи — проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь. И далеко не в каждом случае речевые дефекты может сразу исправить логопед — зачастую сначала необходимо устранить их причины, основой которых нередко является дисфункции мягких тканей челюстно-лицевой области, а также сопряжённые с этим нарушения прикуса. Например, очень часто сосание губы или языка вызывает отклонение резцов внутрь или наружу, что ведёт к открытому прикусу и затрудняет постановку логопедом шипящих звуков.
Стандартная пластинка чаще используется как профилактическая, когда ещё нет изменений прикуса и положения языка, но уже появились предрасполагающие к тому факторы. Потребность ребенка в сосании часто сохраняется вплоть до школьного возраста и порой неразумно поощряется родителями, которым хочется «немного покоя».
Исследования показали, что более 20% детей, приступающих к занятиям в начальной школе, все еще сосут большой палец. Но, чем ребёнок старше, тем более прочно закрепляются у него вредные привычки, и тем труднее ему отказаться от сосания пальца, языка, посторонних предметов. Авторитет зубного врача или ортодонта поможет убедить ребенка, в том, что эти привычки могут привести к серьёзным нарушениям, и только в этом случае лечение будет успешным.
Применяемые для профилактики миофункциональных нарушений стандартные вестибулярные пластинки выпускаются с красным кольцом — для детей 3-5 лет, т.е. в молочном прикусе и с синим — для сменного прикуса (у детей 6-7 лет).
Если у малыша формируется глубокий прикус, если его нижняя челюсть отстаёт в развитии, а привычка сосания пальца или закусывания нижней губы формирует дистальный прикус, вместо стандартной пластинки рекомендуется использовать пластинку с козырьком. В таких случаях использование стандартной пластинки противопоказано. Козырек закусывается нижними зубами — так пластинка не опрокидывается, и ребенку легче удерживать её во рту. Нижняя челюсть ребенка при этом выдвигается вперед, что активно стимулирует ее горизонтальный рост.
При этом у ребёнка происходит тренировка круговой мышцы рта и эффективно восстанавливается тонус жевательных мышц.
Пластинки с козырьком, как и стандартные, выпускаются двух видов: жёсткие и эластичные. Жёсткая пластинка обычно назначается при выраженной протрузии верхних резцов. Использование эластичной пластинки особенно рекомендовано в тех случаях, когда у ребёнка ослаблена круговая мышца рта, и необходимо нормализовать носовое дыхание — для удержания мягкой пластинки во рту требуются более активные мышечные усилия.
Если нет полной непроходимости носовых ходов, хорошие результаты дают дыхательные упражнения с использованием вестибулярной пластинки (у детей 3- 5 лет) или миофункционального тренера (в 6 — 12 лет).
Затем ребенок надевает пластинку и делает еще 15 вдохов и выдохов носом. При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений (сколько сможет ребенок), затем с каждым разом увеличивая количество. Через месяц трейнер или пластинка носится уже два часа в день и всю ночь. Процесс трудоемкий, но результат его эффективен. У детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание по этой методике восстанавливается даже без оперативного вмешательства. При регулярной дыхательной гимнастике с использованием тренера или пластинки носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3 ,2 месяца у 87% детей 3-6 лет и за 3,1 месяца у 83% детей 6-12 лет. В контрольной группе детей, занимающихся только дыхательными упражнениями (без применения каких-либо аппаратов) дыхание восстановилось через 6 месяцев только у 32% детей от 3-х до 6 лет, и у 12% детей в возрасте от 6 до12 лет.
У большинства детей открытый прикус формируется в результате привычки прокладывать язык между зубами. Пластинка с заслонкой для языка уберет непослушный язык подальше от зубов и поможет нормализовать прикус. Конечно, можно попробовать увлечь ребенка миогимнастикой для языка, например, ежедневно проводить с ребенком такую зарядку для языка: кончик языка расположить в передней части твердого неба (не давя на зубы) и передвигать его по нёбу вперед назад. Выполнять его следует не менее 5 раз в день по 3-5 минут.
Важно, что успех проведения подобных упражнений, зависит от добросовестности выполнения их маленьким пациентом, но, к сожалению, у многих родителей просто не хватает времени для регулярных занятий с ребенком. Однако и в этом помощь логопеда-миотерапевта будет незаменима, тем боле, что занятия миогимнастикой и артикуляционными упражнениями можно комбинировать и совмещать в один визит к логопеду.
Будьте внимательны к своим детям!
Игры для закрепления правильного звукопроизношения у детей.
Вспомните, как загораются глаза у вашего ребенка, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светиться в них, когда вы говорите: « А сейчас мы с тобой поиграем в очень интересную игру!». Игра занимает огромное и особо значимое место в жизни ребенка, и имеет большое значение в умственном, нравственном, речевом, физическом и эстетическом воспитании детей.
Существует несколько разновидностей игр. Хочу познакомить вас с таким видом игр, как игры для формирования и закрепления правильного звукопроизношения.
Игра «Лес шумит».
Цель: автоматизация звука Ш.
Описание игры: Взрослый вспоминает с ребенком, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш – ш - ш. Взрослый предлагает ребенку поднять руки вверх, как веточки у деревьев, когда на них дует ветер: ш –ш – ш …
Игра «Маленькие ножки бежали по дорожке».
Цель: автоматизация звука Ш в связном тексте.
Описание игры: взрослый предлагает ребенку показать, где у него ножки. Ребенок показывает. Взрослый говорит, что ножи у ребенка маленькие, но бегают быстро. Ребенок бежит и приговаривает:
Маленькие ножки бежали по дорожке,
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно:
Большие ноги шли по дороге,
Большие ноги шли по дороге.
Ребенок несколько раз выполняет со словами ритмичные подражательные движения, то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые.
Игра «Жуки».
Цель: автоматизация звука Ж .
Описание игры: ребенок – жук сидит в своем домике и говорит:
Я жук, я жук,
Я тут живу,
Жужжу, жужжу:
Ж – ж – ж- ж.
По сигналу взрослого жук вылетает на полянку. Там он летает, греется на солнце и жужжит: Ж – ж – ж. … По сигналу «Дождь» жук летит в домик.
Игра «Точильщики».
Цель: автоматизация звука Ж отдельно и в словах.
Описание игры: Ребенок – точильщик. Он сидит на стуле и говорит: «Точу ножи, точу ножи!». К точильщику подходит взрослый: « Поточите ножик!». Точильщик делает движения, как будто точит, и приговаривает: жжж…ж…ж!
Игра «Прогулка в лес».
Цель: дифференциация звуков Ш – Ж.
Описание игры: взрослый вместе с ребенком вспоминает свою прогулку в лес. « В лесу тихо. Но налетел легкий ветерок и закачал верхушки деревьев.» Ребенок: ш – ш – ш… « Пролетел ветерок, и опять стало в лесу тихо. Слышно, как в высокой траве на поляне жужжит жук. Как жужжат жуки? Ребенок: ж – ж – ж ….
А теперь напомни мне, как шумит ветерок?
Игра «Насос».
Цель: автоматизация звука С.
Описание игры: ребенок сидит на стуле. Взрослый говорит ему, что они сейчас отправятся на прогулку на велосипедах. Но пока велосипеды постояли, шины немного спустили, их надо немного накачать. Возьмем насос и по очереди будем накачивать шины, произнося звук С и продолжая действия насоса. Если ребенок не правильно произносит звук, значит, у нас сломался насос, мы его ремонтируем и снова пробуем.
Игра «Ванька, встань-ка».
Цель: автоматизация звуков С, Сь.
Описание игры: ребенок делает движения: встает на носочки и возвращается в исходное положение. Затем приседает, опять становиться на носочки, приседает. Движения сопровождаются словами:
Ванька, встань-ка,
Ванька, встань-ка,
Приседай-ка, приседай-ка,
Будь послушен, ишь какой,
Нам не справиться с тобой.
Эти игры не занимают много времени, и вы можете играть дома в любое удобное для вас время.
Желаю успеха!!!
7 развивающих игр с пуговицами
Мы много говорили о том, что развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи. В этой публикации мне хотелось бы представить игры и упражнения с использованием обыкновенных пуговиц, которые способствуют развитию тактильных ощущений и тонких движений пальцев рук. Предложите своему ребѐнку для игры пуговицы разной формы, фактуры, величины и цвета. Благодаря таким играм, у детей развивается не только мелкая моторика, но и закрепляется знание формы, цвета и размера.
1. «Большая-маленькая» Для этой игры нужно взять прозрачный пластиковый контейнер с крышкой и разные по размеру пуговицы. Проделываем в крышке контейнера три отверстия: маленькое, среднее и большое. Объясняем малышу, что маленькую пуговицу нужно вкладывать в маленькое отверстие, среднюю пуговицу – в среднее, а большую пуговицу – в большое. Для детей двухлетнего возраста будет достаточно двух отверстий. Эта игра поможет научить ребѐнка различать предметы по величине.
2. «Пуговичный массаж» Для игры потребуется просторная коробка (можно из-под обуви), пуговицы разного размера и фактуры. Предложите малышу опустить руку в коробку; поводить ладошками по поверхности пуговиц; захватить пуговицы рукой, а затем разжать руку; погрузить руки глубоко в «пуговичный бассейн»; пересыпать их из одной ладошки в другую; захватывать щепотки пуговиц двумя руками; перекатывать пуговку между ладонями. 3. «Рыбалка» Берѐм такую же коробку и много разнообразных пуговиц. Предлагаем ребѐнку ловить рыбку в «море пуговиц». Говорим, что ловить мы еѐ будем руками. Ребѐнок вылавливает «рыбку» и показывает взрослому. Взрослый задаѐт малышу вопросы: «Какая у тебя рыбка? Она большая или маленькая? Круглая или квадратная? Гладкая или шершавая? Какого она цвета?» Играя в эту игру, ребѐнок знакомится с различными свойствами предметов, пополняет словарный запас словами-признаками.
4. «Сортировка» Предложите малышу разложить пуговицы по цвету: синие в коробочку или баночку, на которой наклеен синий кружок, зелѐные – в коробочку с зелѐным кружком, жѐлтые – с жѐлтым и т.д.
5. «Продолжи ряд» Начинаем выкладывать ряд из пуговиц с определѐнной закономерностью, например: красная-жѐлтая-красная-жѐлтая. Попросите ребѐнка продолжить ряд, учитывая закономерность. Затем можно усложнить задание: добавить ещѐ один цвет или взять пуговицы, разные по размеру.
6. «Пуговичные узоры» Рисуем на листе бумаги линии: прямые, волнистые или зигзагообразные. Предлагаем ребѐнку выложить по линии узоры из пуговиц. А можно выкладывать рисунки по контуру.
7. «Весѐлая змейка» Для этой игры берѐм пуговицы с крупными дырочками и прочную нитку или леску. Предлагаем малышу нанизывать пуговицы на нитку (леску). Нанизывая пуговицы, ребѐнок будет чувствовать пальчиками различные фактуры, одновременно стимулируя, тактильные рецепторы. А маленьким модницам обязательно понравится браслет или ожерелье, которое получится из пуговиц. Организовывая игры с пуговицами, нужно помнить о том, что ребѐнок может взять пуговицу в рот или засунуть еѐ в нос. Поэтому взрослый во время игры должен находиться рядом. И ещѐ один момент: не стоит затягивать игру. Если вы заметили, что интерес и внимание малыша начинает угасать, похвалите его и сложите пуговицы. Таким образом, игра малышу не наскучит, и с ней будут связаны только положительные эмоции.