Советы психолога

Региональная карта Витебской области

29.01.2024

 

 

 

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ КАРТЕ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ОТ 29.01.2024 

 

свернуть

Как воспитать неудачника: 15 вредных советов для родителей

Все мы хотим воспитать успешного и счастливого ребёнка, который самореализуется и многого добьётся в жизни. Только вот на практике порой ведём себя скорее как родители неудачника. Мы собрали вредные советы, в которых почти каждый хотя бы иногда может узнать себя.
Сравнивайте! И почаще!
В конце концов, для чего ещё нужны другие дети, если не для наглядного сравнения. Вон сын соседки в английскую гимназию ходит, а дочка подруги – на балет. Другие дети не балуются в общественных местах, ведут себя хорошо. Пусть ребёнок старается быть похожим на всех и желательно одновременно! Какая разница, что он сегодня узнал, чему научился за месяц и как подрос за год. Важно, что кто-то рядом всегда лучше – вот на них и нужно равняться!
Не хвалите – зазнается
Боль и страх – лучший мотиватор! Почаще указывайте на ошибки ребёнка. Это для его же блага: чтобы развивался, учился, становился лучше. Какая разница, что у него уже получается? Важно только то, чего он может достичь! После каждой победы нужно сразу же повышать планку. А то ведь из-за похвалы дети могут подумать, что на этом их миссия закончена. И всё – перестанут учиться, опустятся и деградируют.
Ну или хвалите – безоговорочно и одинаково за всё
Любой успех достоин похвалы. Всё равно, удалось ли малышу поставить кляксу на бумаге или нарисовать настоящую картину. Хвалите без устали любое достижение! Постоянно воспевайте достоинства ребёнка, его успехи и очевидный талант. И тогда для действительно стоящих поступков и достижений потребуется похвала такого масштаба, на которую ни один родитель не способен. Вуаля, мотивация что-то делать исчезнет навсегда!
Не спрашивайте мнения ребёнка – вы знаете лучше
Зачем давать ребёнку право выбора, если он всё равно остановится не на том, что нужно, интересно и уложится в семейный бюджет? А вот родители точно определят, когда он замёрз или проголодался, какую футболку хочет купить, с кем будет дружить, чем заниматься, в какой вуз поступить, с кем создать семью. Главное не отходить далеко от мамы с папой, а то вдруг придётся когда-нибудь принять собственное решение.
Оставляйте почаще одного – пусть подумает о своём поведении
Сделал что-то не так – в угол! Часа за два сам догадается, чем не угодил родителям. Незачем объяснять плохие поступки и рассказывать, как всё исправить. Пусть сам всё осознает. И вообще лучшее наказание – игнор. Поиграть в «невидимого ребёнка». Когда малыш балуется, он становится невидимым, и никто его не замечает. Пусть дёргает вас за рукав, кричит и плачет, пытаясь привлечь внимание. Пусть как следует испугается, что из-за плохого поведения можно просто исчезнуть раз и навсегда.
Стыдите за негативные эмоции
Эмоции не зря делятся на положительные и отрицательные. Вот пусть положительные эмоции ребёнок испытывает сколько угодно. А за отрицательные его следует отругать. Пусть знает, что злиться, обижаться, грустить, тосковать, скучать – плохо. Пусть возьмёт себя в руки и научится контролировать эмоции, уступать, прощать обидчика, наступать на собственную злость. Надо быть удобным для окружающих.
Ласка и забота – для слабаков
Излишняя душевная теплота, внимание и любовь избалуют кого угодно. Слишком часто обнимаете и целуете малыша, принимаете любые выходки подростка, любите своего ребёнка несмотря ни на что? Так он точно сядет на шею!
Сделайте внимание наградой
У родителей мало времени, сил и любви, поэтому за каждую крошку придётся побороться. Пусть ребёнок сидит тихо, слушается, не балуется, ничего не просит, приносит пятёрки из школы и вообще «не отсвечивает». Хороший ребёнок – удобный ребёнок! Вот такого мы похвалим, такого полюбим, обнимем и приласкаем.
Приучите к чувству вины
Чувство вины – универсальный инструмент воспитания неудачника. Сам ребёнок после каждого проступка должен получать порцию крика и обвинений. Пусть осознает, что «всё из-за него». Но обвинять можно всех вокруг, и это тоже сработает. В плохих знаниях виноваты учителя и система образования. В личных неудачах – друзья и одноклассники. Даже если ребёнок совсем мал, можно обвинить стол или табуретку за что, что об них споткнулись, а асфальт – за то, что твёрдый. Незачем анализировать происходящее и делать выводы. Главное определить виноватого.
Подавляйте самостоятельность
Проще сделать всё самим, чем ждать, пока ребёнок справится. Ведь он так долго одевается, что можно везде опоздать! А на кухню малышей вообще лучше не пускать. И игрушки сами соберём. И поделки за него сделаем. Так проще и быстрее. А желание малыша что-то сделать самостоятельно только добавит проблем. Если с первого раза не получилось – нет смысла повторять. Пусть даже не пытается!
Не отвечайте на вопросы
Сто «почему» в минуту только раздражают родителей. Дайте ребёнку понять, что ответа он всё равно не дождётся – незачем и спрашивать. Если вопросы задаёт подросток, то тем более не стоит вступать в спор. Всё равно он не способен прислушаться к мнению родителей и что-то понять. Ещё лучше вообще раз и навсегда отбить желание чем-то интересоваться. Пусть дети будут готовы поплатиться за излишнюю любознательность. Например, на пару дней лишите их телевизора или телефона из-за глупых и надоедливых вопросов.
Оценки показывают уровень знаний. Только на них и ориентируйтесь
Как обойтись без оценок в школе и без звёздочек и кружочков в детском саду? Ведь надо же узнать, кто самый умный, кто хорошо усвоил материал, у кого лучше память. Какая разница, понял ли ребёнок урок или нет, волнуется ли он у доски, какое у него было настроение и объективен ли по отношению к нему учитель. Есть оценка – на неё и смотрим. Пусть лучше старается, чтобы стать отличником.
Отказывайтесь от собственных решений и уступайте ребёнку
Если малыш чего-то очень хочет, слёзно просит или закатывает истерику у всех на виду, то как тут не уступить? И не важно, что пять минут назад родители были твёрдо уверены в своём решении. Главное быстро утихомирить ребёнка, чтобы за него не было стыдно. Пусть знает, что любые правила можно нарушать, а любого человека прогнуть под себя, если как следует пошуметь. Больше ничего и делать не придётся!
Научите сомневаться в людях
Друзьям доверять нельзя – они будут рядом только до тех пор, пока ты им нужен. Воспитателям и учителям тоже верить не стоит – у каждого их них есть любимчики. Все люди способны на предательство, и рано или поздно каждый из них оставит, бросит, обидит, причинит боль. Лучше быть готовым заранее. И предупредить ребёнка о такой опасности – прямая обязанность родителей!
И главное – научите ждать подвоха и сомневаться в себе
Это обязательное условие существования неудачника. Не стоит даже браться за дело, если заранее предвидишь провал. Кто ребёнок такой, чтобы с кем-то соревноваться, ставить под сомнение знания и умения других, особенно взрослых? Дети должны знать своё место и здраво оценивать свои способности. Сомневаясь в себе и ожидая подвоха, они избегут проблем и осуждения. Но порой для того, чтобы вырастить из ребёнка настоящего неудачника, достаточно подавать ему собственный пример. Можно сколько угодно читать литературу по педагогике и воспитанию, прислушиваться к психологам. Но если родители придерживаются «вредных советов» по отношению к самим себе, то именно эту жизненную инструкцию они почти наверняка передадут детям.

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

 

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

 

свернуть